1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
|
:PROPERTIES:
:ID: d59ae5ab-7189-4d37-ab8b-259eaaa57995
:END:
#+title: ООП
* ООП
** Термины
- Абстрактный класс :: класс, не предполагающий создание
экземпляров. Используется только для наследования другими классами.
- Сервис :: класс, который структуризирует некоторую функциональность и
даёт её использовать другим классам. Что-то вроде файлов utils из
других языков, но в ООП мире.
Подробнее о сервисах: [[[https://en.wikipedia.org/wiki/Service-oriented_programming][Wikipedia: Service-Oriented Programming]]]
** Отношения
- Наследование :: отношение "является". Легковой автомобиль является
автомобилем, значит легковой автомобиль наследуется от класса
автомобиля.
#+begin_src c-sharp
class Vehicle
{
bool hasWheels;
}
class Car : Vehicle
{
string model = "Porshe";
int numberOfWheels = 4
}
#+end_src
- Ассоциация :: отношение "имеет". Автомобиль имеет двигатель, двигатель
не является автомобилем, соответственно двигатель не будет являться
наследником класса автомобиль.
#+begin_src c-sharp
class Engine
{
int power;
public Engine(int p)
{
power = p;
}
}
class Car
{
string model = "Porshe";
Engine engine;
public Car()
{
this.engine = new Engine(360);
}
}
#+end_src
- Композиция :: двигатель создаётся внутри автомобиля и не является
отдельной сущностью.
#+begin_src c-sharp
class Engine
{
int power;
public Engine(int p)
{
power = p;
}
}
class Car
{
string model = "Porshe";
Engine engine;
public Car()
{
this.engine = new Engine(360);
}
}
#+end_src
- Агрегация :: двигатель является отдельной сущностью и включается в
класс автомобиля, путём передачи в конструктор.
#+begin_src c-sharp
class Engine
{
int power;
public Engine(int p)
{
power = p;
}
}
class Car
{
string model = "Porshe";
Engine engine;
public Car(Engine someEngine)
{
this.engine = someEngine;
}
}
Engine goodEngine = new Engine(360);
Car porshe = new Car(goodEngine);
#+end_src
Подробнее об этих отношениях в [[https://habr.com/ru/post/354046/][статье "Наследование, композиция,
агрегация"]].
** Модификаторы доступа
- *public* -- доступно всем
- *private* -- доступно только классу, недоступно экземпляру и наследнику
- *protected* -- доступно классу и наследнику, недоступно экземпляру
- *final* -- нельзя отнаследоваться никому
- *static* -- метод принадлежит классу, а не экземпляру
*** Статьи
- [[https://habr.com/ru/post/482154/][Зачем ограничивать наследование при помощи final]]
** Интерфейсы
Это что-то вроде типов данных, которые обязывают классы при их
реализации иметь те или иные поля и методы.
** Dependency Injection
Частный случай инверсии зависимостей.
[[https://habr.com/ru/post/321344/][Инверсия зависимостей на Хабре]]
*** Service Locator
Дав интерфейс Service Locator'у, он возвращает экземпляр конкретного
класса, реализующий переданный ему интерфейс.
** Хорошие вещи
*** Интерфейсы
*** Композиция классов, mixin'ы, trait'ы и т.д.
** Критика
http://smashcompany.com/technology/object-oriented-programming-is-an-expensive-disaster-which-must-end
*** Геттеры и Сеттеры используются не по назначению
Часто они нужны лишь чтобы засетить тоже значение что и при прямом
обращении к свойству. А геттер возвращает ровно то же значение, что и у
свойства.
https://lispcast.com/why-getters-and-setters-are-terrible/
https://www.infoworld.com/article/2073723/why-getter-and-setter-methods-are-evil.html
*** Аннотации
*** Наследование
*** Паттерн Синглтон
Зачем создавать класс, который плодит всего один объект, если возможно
создать сразу объект как например в Javascript или Scala.
*** Классы используются ради единственной сущности, а не ради многих
*** Классы используют тогда, когда можно обойтись структурой
** ООП нетрадиционное
- Lisp
- Smalltalk
- Erlang
- Ruby / Python
[[id:bfb12d94-bef4-4e20-bc3a-67881e050ca1][Metaobject Protocol]]
** ООП в разных языках
- [[id:3df0aee3-71c5-4c3e-8833-85bd9db7093c][ООП в Javascript]]
- PHP
- Java
- C++
** Видео
- [[https://youtube.com/watch?v=lbXsrHGhBAU][Object-Oriented Programming]]
- [[https://www.youtube.com/watch?v=QM1iUe6IofM][Object-Oriented Programming is Bad]]
- [[https://youtube.com/watch?v=0iyB0_qPvWk][Object-Oriented Programming is Good*]]
|