summaryrefslogtreecommitdiff
path: root/content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org
diff options
context:
space:
mode:
Diffstat (limited to 'content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org')
-rw-r--r--content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org554
1 files changed, 554 insertions, 0 deletions
diff --git a/content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org b/content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org
new file mode 100644
index 0000000..bc1a3e8
--- /dev/null
+++ b/content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org
@@ -0,0 +1,554 @@
+:PROPERTIES:
+:ID: 4e254217-8c7c-437e-8b5d-29ef190fe9b2
+:END:
+#+title: Статья "Будет ли работать анархизм"
+Будет ли работать коммунистический анархизм?
+
+(глава из «Азбуки коммунистического анархизма» А. Беркман) Александр
+Беркман и Эмма Гольдман Александр Беркман и Эмма Гольдман
+
+Как мы уже говорили, жизнь не может быть свободной, обеспеченной,
+гармоничной и радостной, если она не основана на принципах
+справедливости и благородства. Равная свобода и равные шансы - первая
+предпосылка справедливости.
+
+Если существуют правительство и эксплуатация, то ни свобода, ни
+равенство невозможны; отсюда все беды и страдания в нашем сегодняшнем
+обществе.
+
+Коммунистический анархизм основан на понимании этой неизбежной
+истины. Он покоится на принципах невмешательства и отсутствия
+принуждения, иными словами, на свободе и самореализации.
+
+Жизнь на этой основе полностью соответствует представлениям о
+справедливости. Люди смогут жить в полной свободе и пользоваться равной
+свободой, никто не будет иметь право принуждать кого-либо к чему-либо,
+поскольку принуждение любого рода есть вмешательство в вашу свободу.
+
+В равной мере каждый будет иметь все возможности для
+самореализации. Монопольное обладание и частная собственность на
+основные жизненные блага будут отменены как посягательство на равенство
+шансов для всех.
+
+Только в том случае, если мы не будем забывать этот простой принцип
+равной свободы и возможности, мы сумеем разрешить проблемы, возникающие
+при построении коммунистического анархизма как формы общества.
+
+В политическом отношении ни один человек не будет признавать какой бы то
+ни было авторитет, могущий принуждать его к чему бы то ни
+было. Правительство будет ликвидировано.
+
+В экономическом отношении не будет допускаться исключительное обладание
+основными жизненными благами с тем, чтобы сохранить свободной
+пользование ими.
+
+Монополия на землю, частная собственность на производственные объекты,
+средства распределения и коммуникации не могут быть терпимы при
+анархии. Вещи, необходимые для жизни, должны быть свободно доступны для
+всех.
+
+Если суммировать, то коммунистический анархизм означает следующее:
+ликвидацию правительства и насильственного авторитета во всех его
+проявлениях; общественная собственность - то есть свободное и равное
+участие всех в общем труде и общем благосостоянии.
+
+«Вы утверждаете, что анархия гарантирует равенство в экономическом
+отношении. Означает ли это равное вознаграждение для всех?» - спросит
+ваш приятель.
+
+Да, означает. Или же, что то же самое, равное участие в общественном
+благосостоянии. Ведь, как мы уже знаем, труд - это дело всего
+общества. Никто не может сделать все только своими собственными
+силами. И если труд является общественным, то его результат,
+произведенное богатство, тоже должен быть общественным, принадлежать
+обществу. По этой причине никто не может претендовать на единоличное
+обладание общественным богатством, наслаждаться им должны все в равной
+степени.
+
+«Но почему бы не вознаграждать каждого в соответствии с ценностью его
+труда?» - можете спросить вы.
+
+Потому что нет никакой возможности определить эту ценность. Именно в
+этом состоит разница между ценностью и ценой. Ценность вещи определяется
+ее местом, а цена указывает на то, за сколько ее можно продать или
+купить на рынке. Какова ценность той или иной вещи, не может в
+действительности сказать никто. Экономисты вообще усматривают в ценности
+произведенного продукта сумму труда, которую необходимо затратить на его
+производство; Маркс говорит об «общественно необходимом труде». Но со
+всей очевидностью это нельзя считать справедливой мерой. Предположим,
+столяр работает три часа, чтобы сделать кухонный стол, а врачу нужно
+полчаса, чтобы сделать операцию и спасти вашу жизнь. Если ценность
+определяется количеством затраченного труда, то стол стоит дороже, чем
+ваша жизнь. Это, разумеется, очевидная бессмыслица. Даже если вы
+приплюсуете годы обучения и практики, которые потребовались врачу, чтобы
+научиться делать операции, как вы сможете определить ценность «одного
+часа операции»? Ведь столяр и каменщик тоже должны учиться, прежде чем
+они овладеют своей профессией, но, поручая им работу, вы не считаете эти
+годы учения. Кроме того, следует учитывать особую способность или
+склонность, которые каждый рабочий, писатель, художник или врач должны
+вложить в свой труд. Этот фактор вообще зависит только от конкретной
+личности. Как вы сможете определить его ценность? Вот почему ценность
+измерить невозможно. Одна и та же вещь может быть ценна для одного
+человека, а другому - вообще не нужна. Даже для одного и того же
+человека ее ценность в разное время может быть различна. Бриллиант,
+картина или книга могут очень много значить для одного, но не иметь
+никакой ценности для другого. Батон хлеба будет очень ценен для вас,
+если вы голодны, и иметь гораздо меньшую ценность, если вы не
+испытываете голода. Разумеется, невозможно установить действительную
+ценность той или иной вещи, когда речь идет о неизвестной величине.
+
+Напротив, цену измерить достаточно легко. Если есть пять батонов хлеба и
+10 человек хотят купить по одному, то цена на хлеб будет расти. Но она
+будет падать, если есть 10 батонов хлеба и всего 5 человек хотят купить
+по батону. Цена зависит от предложения и спроса.
+
+Товарный обмен на основе цены ведет к наживе, привилегиям и
+эксплуатации, короче говоря, к какой-либо форме капитализма. Если вы
+хотите устранить наживу, то не можете сохранять ни систему цен, ни
+систему найма и зарплат. Это означает, что обмен должен осуществляться в
+соответствии с ценностью. Однако поскольку сама ценность неопределенна
+или неопределима, продуктообмен должен совершаться свободно, а не основе
+«равной ценности», поскольку таковой не существует. Иными словами, это
+значит, что труд и его продукты должны свободно обмениваться в
+соответствии с необходимостью, без всякой цены и без всякой наживы. Это
+естественным образом приводит нас к общественной собственности и
+совместному пользованию. Эта разумная и справедливая система известна
+как коммунизм.
+
+«Но разве справедливо, чтобы все получали одно и то же - умный и глупец,
+прилежный и лентяй? Разве не следует отличать прилежного, разве он не
+заслуживает особого признания?» - можете спросить вы.
+
+Позвольте задать вам встречный вопрос: а должны ли мы еще дополнительно
+наказывать человека, который не столь щедро одарен от природы, как его
+более сильный или талантливый сосед? Следует ли нам добавить к
+преградам, поставленным ему природой, новые несправедливости? Все, что
+мы естественным образом можем ожидать от человека - это, чтобы он делал
+все, что в его силах - а может ли он вообще сделать больше? Если же
+максимум того, что может Иван, не столь хорошо, как максимум того, что
+может его брат Петр, то это беда Ивана, но никак не его вина, за которую
+его следует наказывать.
+
+Нет ничего более опасного, чем дискриминация. В тот самый момент, когда
+вы дискриминируете менее способных, вы закладываете фундамент
+недовольства и возмущения, вы вызываете зависть, раздоры и споры. Вы
+сочли бы жестокостью, если бы менее способные были лишены воды или
+воздуха. Разве тот же принцип не следует распространить и на иные
+потребности человека? Однако еда, одежда и жилье занимают лишь самое
+незначительное место в мировой экономике.
+
+Добиться от человека того, чтобы он делал все, что в его силах, можно не
+с помощью дискриминации, а обращаясь с ним так же, как и с другими. Это
+самое действенное ободрение и самый лучший стимул. Это справедливо и
+человечно.
+
+«Ну а что вы будете делать с лентяями, которые не пожелают работать?» -
+спросит ваш приятель.
+
+Это интересный вопрос, и вы наверняка удивитесь, когда я скажу вам, что
+на самом деле никакой лени не существует. Тот, кого мы называем ленивым,
+как правило - просто человек не на своем месте. Вы всегда сможете
+обнаружить, что человек, поставленный не на свое место, будет вялым и
+неработоспособным. Ведь так называемая леность и в значительной мере
+отсутствие прилежания - это ни что иное как несоответствие и неверное
+применение сил. Если вы вынуждены делать что-то, на что неспособны из-за
+отсутствия таланта и воодушевления, вы мало что сделаете; если вы
+вынуждены делать неинтересную работу, вы будете лениться.
+
+Это может подтвердить вам каждый, кто хоть когда-нибудь занимался делом,
+в котором участвовало большое количество народа. Особенно убедительным
+свидетельством правильности этого утверждения служит жизнь в тюрьме - а
+в конце концов нынешняя форма жизни для большинства людей ни что иное
+как большая тюрьма. Каждый охранник может подтвердить вам, что
+заключенные всегда ленятся и подвергаются наказаниям, когда им даются
+задания, для которых они не годятся и которые им не интересны. Но как
+только этим «строптивцам» поручается работа, соответствующая их
+склонностям, они становятся «примерными», как говорят охранники.
+
+Правильность этого факта заметным образом продемонстрировала и
+Россия. Там можно было узнать, как мало мы знаем о человеческом
+поведении и влиянии среды, как мы ложно истолковываем неверные
+предпосылки как плохое поведение. Русские беженцы, которые за границей
+вели нищую и незаметную жизнь, после возвращения на родину, поняв, что
+революция дала простор для их активности, совершали великие дела там,
+где они работали, становились блестящими организаторами и строителями
+железных дорог и предприятий. Среди широко известных сегодня на Западе
+имен русских немало тех, кто при прежних условиях существования считался
+ленивым и неспособным к работе, однако дело было лишь в том, что они не
+находили применения своим способностям и энергии.
+
+Таково существо человека: работоспособность в определенной области
+означает склонность и способность к ней, прилежание и усердие
+свидетельствуют об интересе. Вот причина, по которой в сегодняшнем мире
+так распространена лень, а работоспособность столь низка. Ведь кто
+сегодня на своем месте? У кого есть работа, которая его окрыляет и
+действительно интересует?
+
+В нынешних условиях у среднего человека мало возможностей посвятить себя
+задачам, соответствующим своим наклонностям и предпочтениям. Социальное
+положение, в котором они оказались по воле рождения, в целом
+предопределяет их занятие или профессию. Сын финансиста редко, как
+правило, становится лесорубом, даже если он лучше умеет обращаться со
+стволами деревьев, чем с банковскими счетами. Средний класс отправляет
+своих детей в высшие школы, чтобы они стали врачами, юристами или
+инженерами. Но если их родители - рабочие, которые не могут себе
+позволить дать им образование, дети вынуждены будут, вероятно,
+соглашаться на любую подвернувшуюся им работу или изучать какое-нибудь
+ремесло, где случайно имеется учебное место. Их будущую работу или
+профессию определяет их статус, а не способности, склонности или
+дарования. Что же удивляться тому, что большинство людей, причем
+подавляющее, действительно находится не на своем месте? Спросите первых
+подвернувшихся сто человек, выберут ли они снова свою нынешнюю работу
+или даже захотят ли они сохранить ее, если им будет дана свобода выбрать
+ее. 99 из них наверняка признаются, что предпочли бы лучше иное
+занятие. Нищета и материальные выгоды или хотя бы надежда на них
+удерживают большинство людей на неверном рабочем месте.
+
+Совершенно очевидно, что человек может делать все, что в его силах, если
+работа ему интересна, если он чувствует себя вовлеченным в нее
+естественным образом, если она ему нравится. Тогда он будет прилежным,
+будет стараться. Вещи, которые изготовляли ремесленники в эпоху до
+современного капитализма, были продуктами радости, потому что
+ремесленник любил свою работу. Можно ли ожидать от современного рабочего
+фабрики, превращенного в ломовую лошадь, чтобы он делал красивые вещи?
+Он - деталь машины, колесико бездушной индустрии, его труд совершается
+механически, вынужденно. К тому же рабочий чувствует, что работает не
+для себя самого, а ради прибыли другого, он ненавидит эту работу или, по
+крайней мере, не заинтересован ни в чем кроме регулярного получения
+зарплаты. Результатами становятся отлынивание, низкая работоспособность,
+леность.
+
+Потребность в деятельности - один из самых глубинных инстинктов
+человека. Если вы понаблюдаете за ребенком, вы обнаружите сильное
+стремление действовать, двигаться, что-то делать. Бурно и
+постоянно. Точно также обстоит дело со здоровым взрослым человеком. Его
+энергия и жизненная сила ищут формы выражения. Позвольте ему совершать
+выбранную им самим работу или делать любимые им вещи, его усердие не
+будет знать устали и отлынивания. Это можно наблюдать у фабричного
+рабочего, которому посчастливилось обзавестись садиком или клочком
+земли, где он может выращивать цветы или овощи. Как бы ни уставал он от
+своего вкалывания, он с удовольствием выполняет самую трудную работу,
+если делает ее для собственного удовольствия и по своему свободному
+выбору.
+
+При анархизме у каждого будет возможность найти себе занятие,
+соответствующее его естественным склонностям и способностям. Работа
+станет не отупляющим вкалыванием, как сегодня, а удовольствием. Леность
+будет неизвестна, а вещи, делаемые с интересом и любовью, станут
+объектами красоты и радости.
+
+«Но разве может труд стать удовольствием?» - спросите вы.
+
+Сегодня труд означает вкалывание, он неприятен, утомителен и скучен. Но
+обычно тяжел не сам труд: его делают таковым условия, в которых вы
+принуждены трудиться. В особенности долгое время работы, отсутствие
+гигиены на рабочих местах, недостаточная оплата и т.д. Даже самый
+неприятный труд может быть облегчен с помощью улучшения условий
+работы. Возьмем, к примеру, очистку каналов. Это грязный и плохо
+оплачиваемый труд. Но предположим, что вы получаете за это не 5, а 20
+долларов в день. Тогда вы сразу же станете воспринимать эту работу как
+гораздо более простую и приятную. Число желающих заняться ее сразу
+возрастет. Но это означает, что люди не ленивы и не боятся неприятного
+труда, если получают за него соразмерные деньги. Однако подобное занятие
+считается унизительным, на него смотрят сверху вниз. Почему же к нему
+так относятся? Разве оно не необходимо, не очень нужно? Разве без тех,
+кто чистит улицы и каналы, наш город не поразила бы эпидемия? Ясно, что
+люди, поддерживающие наш город в чистоте, - настоящие благодетели, что
+они важнее для нашего здоровья и блага, чем семейный врач. С точки
+зрения полезности для общества тот, кто чистит улицы - профессиональный
+коллега врача: последний лечит нас, когда мы больны, первый заботится о
+том, чтобы мы оставались здоровыми. Тем не менее, на врача смотрят с
+уважением, а к мусорщикам относятся с пренебрежением. А почему? Потому
+что работа по очистке улиц грязна? Но хирургу приходится часто выполнять
+и более «грязную» работу. Почему же мусорщиков презирают? Да потому, что
+он они мало зарабатывают.
+
+В нашей извращенной цивилизации все вещи меряются на деньги. Люди,
+выполняющие самую необходимую работу, стоят на самых низких ступенях
+социальной лестности, если их занятие плохо оплачивается. Если же что-то
+случится и уборщик улиц будет получать 100 долларов в день, а врач -
+всего 50, то «замызганный» уборщик улиц сразу поднимется в глазах людей
+и по социальной лестнице, из «грязного рабочего» он превратится во всеми
+обихаживаемого человека с высокими доходами.
+
+Как видите, сегодня, в нашей ориентированной на прибыль системе ценность
+труда и самого человека определяют оплата, вознаграждение, размеры
+зарплаты, а не важность и полезность занятий.
+
+Более разумное общественное устройство - в условиях анархизма - в оценке
+этих вещей будут использоваться совершенно иные критерии. Людей будут
+ценить по их готовности быть полезным для общества.
+
+Можете ли вы себе представить, какие огромные перемены принесет это
+новое отношение? Любой хочет признания и уважения со стороны других
+людей. Это эликсир, без которого мы не можем жить. Даже в тюрьме я мог
+видеть, как отвязный карманник или взломщик сейфов ищет признания со
+стороны своих друзей и очень старается добиться их уважения. Мнение
+других людей о нас накладывает отпечаток на наше поведение. Социальная
+атмосфера в значительной мере определяет наши представления о ценностях
+и наше поведение. Ваш личный опыт подскажет вам, насколько это так,
+поэтому вы не удивитесь, если я скажу, что в анархистском обществе люди
+будут стараться получить скорее более нужную и трудную работу, нежели
+легкую. Если вы будете учитывать все это, вам не придется больше
+задаваться вопросом относительно лени и отлынивания от труда. К тому же
+даже самая тяжелая и обременительная работа может выполняться при более
+легких и хороших условиях труда. Капиталистический работодатель по мере
+возможностей старается не потратить лишние деньги, чтобы сделать труд
+своих работников легче и приятнее. Он будет вводить улучшения лишь в том
+случае, если надеется извлечь из этого выгоду, но из одних лишь
+соображений человечности он не истратит и лишней копейки. Хотел бы
+напомнить здесь и о том, что более умные работодатели постепенно
+начинают понимать, что им выгодно улучшить свои фабрики,
+усовершенствовать их в отношении санитарии и гигиены и в целом облегчить
+условия труда. Они осознали, что дело того стоит: в результате их
+рабочие довольны и производительность труда растет. Принцип хорош,
+однако сегодня он осуществляется, разумеется, с целью извлечения большей
+прибыли. При анархизме же он будет применяться не в целях личной выгоды,
+а в интересах здоровья работников и облегчения их труда. Наш технический
+прогресс столь велик и устойчив, что большая часть самой тяжелой работы
+может совершаться современными машинами и экономящими труд
+аппаратами. Во многих отраслях промышленности, например, горном деле
+новые меры безопасности и санитарии не осуществляются только потому, что
+работодателям безразлично благо работников и они не хотят предпринимать
+соответствующие расходы. В системе же, которая не ориентирована на
+получение прибыли, техника и наука будут служить тому, чтобы сделать
+труд более безопасным, здоровым, легким и приятным. Челябинск
+чаеразвесочная фабрика Высоцкого Челябинск чаеразвесочная фабрика
+Высоцкого
+
+«Но каким бы легким ни был труд, нет никакого удовольствия в том, чтобы
+работать по восемь часов в день», - скажет ваш приятель.
+
+Вы совершенно право. Но задумывались ли вы о том, почему мы работаем по
+8 часов в день? Знаете ли вы, что еще не так давно люди вкалывали по
+12-14 часов в день и что это до сих пор так в таких отсталых странах,
+как Китай и Индия?
+
+Можно доказать статистически, что хватило бы трех часов труда в день,
+чтобы прокормить людей, обеспечить их жильем, одеждой и всем не только
+наиболее необходимым, но и самым современным жизненным комфортом. Дело в
+том, что сегодня полезным трудом занимается едва ли каждый пятый из
+людей. Весь мир держится на небольшом меньшинстве тех, кто выполняет
+тяжелую работу.
+
+Посмотрим вначале на те виды работ в современном обществе, которые были
+бы не нужны в анархистском обществе. Возьмите армии и флоты всего мира и
+подумайте, сколько миллионов людей могли бы заняться нужным и
+производительным трудом, если бы были устранены войны, что и
+предусматривается анархией.
+
+В каждой стране рабочие кормят миллионы людей, которые не вносят
+никакого вклада в благосостояние страны, ничего не создают и не
+занимаются никаким полезным трудом. Эти люди - только потребители, не
+являясь ни в коей мере производителями. В США, к примеру, из населения в
+120 миллионов менее 30 миллионов рабочих, включая крестьян. Как правило,
+в каждой стране то же самое положение.
+
+Что же удивляться тому, что рабочим приходится работать по много часов в
+день, если из 120 человек только 30 являются рабочими? Огромные круги
+предпринимателей со всеми их чиновниками, помощниками, агентами и
+коммивояжерами, суды с их судьями, секретарями, исполнителями приговоров
+и т.д., легионы адвокатов и их служащих, полиция, церкви и монастыри,
+благотворительные объединения и богадельни, тюрьмы с их стражниками,
+служителями и непроизводящими заключенными, целая армия работников
+рекламы и их помощников, чья задача только и единственно в том, чтобы
+соблазнить вас купить то, чего вы не хотите или не можете иметь, не
+говоря уже о многочисленных людях, которые, совершенно ничего не делая,
+живут в роскоши. Их насчитываются миллионы в любой стране.
+
+Если бы эти люди посвятили себя полезному труду, разве понадобилось бы
+работать по 8 часов в сутки? Если для совершения определенной работы
+нужно, чтобы 30 человек трудились 8 часов, насколько быстрее смогут
+сделать это 120 человек? Не стану обременять вас статистическими
+выкладками, но приведенных данных достаточно для доказательства того,
+что хватило бы трех часов физического напряжения в день на человека,
+чтобы выполнить все полезные работы, которые сейчас совершаются в мире.
+
+Можете ли вы сомневаться, что даже самая напряженная работа может стать
+удовольствием, если она не потребует такого проклятого вкалывания, как
+сегодня, а будет занимать только три часа в день, к тому же в самых
+лучших санитарно-гигиенических условиях и в атмосфере братства и
+уважения к физическому труду?
+
+Но нетрудно предугадать и день, когда и это небольшое число часов
+уменьшится. Ведь мы постоянно совершенствуем наши технические методы и
+постоянно создаем новые машины, сберегающие труд. Технический прогресс
+означает меньше труда и больше комфорта - достаточно сравнить жизнь в
+США с жизнью в Китае и Индии, и вы легко поймете эту связь. В обеих этих
+странах люди работают по много часов, только чтобы обеспечить свое
+выживание, в то время как в Америке даже средний рабочий может при
+гораздо менее длительной работе обеспечить себе гораздо более высокий
+уровень жизни. Прогресс науки и новые изобретения дают нам больше
+свободного времени для наших любимых занятий.
+
+Я очень грубыми мазками обрисовал возможности жизни в разумной системе,
+в которой ликвидирована прибыль. Нет совершенно никакой нужды вдаваться
+в мельчайшие детали этого общественного строя. Сказанного достаточно,
+чтобы показать, что коммунистический анархизм означает большее
+материальное благополучие в соединении с жизнью в свободе для всех и для
+каждого.
+
+Мы можем представить себе время, когда труд будет приятным упражнением,
+радостным применением физических сил для удовлетворения потребностей
+мира. Тогда люди будут смотреть на наши времена и не понимать, как это
+труд мог быть проклятием, они будут сомневаться в разумности поколения,
+в котором пятая часть жителей страдала от необходимости в поте лица
+своего создавать хлеб для других, в то время как другие жили в
+праздности и попусту расходовали свое время, здоровье и человеческое
+богатство. Они будут удивляться тому, что неограниченное удовлетворение
+человеческих потребностей не считалось само собой разумеющимся, или
+тому, что люди, стремящиеся все, собственно говоря, к одному и тому же,
+усложняли себе жизнь распрями и делали ее невыносимой. Они не смогут
+поверить, что все существование человечества состояло из непрерывной
+борьбы за пропитание в мире, наполненном роскошью, борьбы, которая не
+оставляла подавляющему большинству ни времени, ни сил для осуществления
+своих самых сокровенных желаний.
+
+«Но не приведет ли жизнь в анархии при экономическом и социальном
+равенстве к всеобщей уравниловке?» - спросите вы.
+
+Нет, дорогой друг, как раз наоборот. Равенство значит не равное
+количество, а равную возможность. К примеру, это не означает, что если
+одному человеку нужно есть пять раз в день, то и другому надо столько
+же. Если второму надо есть три раза, а первому - пять, то они могут
+съесть разное количество еды, но оба будут пользоваться равной
+возможностью есть столько, сколько им нужно, то есть столько, сколько
+требует их организм.
+
+Не будем совершать ошибку, смешивая равенство в свободе с принудительным
+равенством в концентрационном лагере. Подлинное анархистское равенство
+означает свободное пользование, а не одинаковое количество. Оно не
+требует, чтобы все ели и пили одно и то же, носили одинаковую одежду,
+выполняли одну и ту же работу и вели один и тот же образ жизни. Отнюдь,
+в действительности, совсем наоборот. Потребности и предпочтения
+отдельных людей столь же сильно отличаются друг от друга, как и их
+аппетит. Подлинное равенство состоит в равной возможности удовлетворять
+их.
+
+Именно это равенство, далекое от уравниловки, открывает двери для
+максимального разнообразия в действиях и развитии людей. Поскольку их
+характеры различны, то подавление их многоплановости ведет лишь к
+уравниловке, монотонности и скуке. Именно возможность беспрепятственно
+выражать свою индивидуальность и жить в соответствии с этим дает простор
+развитию естественных различий и вариаций.
+
+Говорят, что две травинки отличаются друг от друга. Люди - тем более! На
+свете нет двух одинаковых людей, хотя бы даже по их внешнему облику, еще
+сильнее различаются они по своему физиологическому, духовному и
+физическому строению. Несмотря на это разнообразие и тысячу и одно
+различие, сегодня мы принуждаем людей к единообразию. Наша жизнь и наши
+привычки, наше поведение и наши нравы, даже наши мысли и чувства зажаты
+в русло единой формы до такой степени, что становятся неотличимы. Дух
+авторитета, законы, писаные и неписаные, традиции и привычка принуждают
+нас повиноваться общим шаблонам и превращают людей в безвольные
+автоматы, не имеющие независимости и индивидуальности. Это моральное и
+интеллектуальное рабство сильнее, чем любое физическое принуждение,
+разрушительно воздействует на нашу человечность и наше развитие. Все
+мы - его жертвы и лишь невероятно упорные разбивают его цепи, но даже
+они не могут полностью сбросить их.
+
+Авторитет прошлого и настоящего не только определяет наше поведение, но
+и господствует над нашими мыслями и душами, постоянно душит любой
+признак не-приспособленчества, независимого поведения и
+неортодоксального мнения. Вся мощь общественного осуждения обрушивается
+на мужчину или женщину, которые бросают вызов принятому
+поведению. Бессердечная месть карает строптивца, не желающего следовать
+проложенным путем, или еретика, сомневающегося в устоявшихся
+верованиях. В науке и искусстве, в литературе, поэзии и живописи это
+настроение ведет в конце концов к приспособлению и уподоблению, к
+копированию того, что устоялось и признано, к единообразию и
+однообразию, к стереотипным формам выражения. Но еще более жестоко
+карается нонконформизм в повседневной жизни и отношениях с
+другими. Художнику и писателю можно иногда простить их вызов нравам и
+нормам, ведь в конце концов их бунт происходит только на бумаге или
+полотне; он влияет лишь на сравнительно узкий круг людей. На этих
+художников либо не обращают внимания, либо относятся к ним, как к
+шутникам, которые не могут причинить вреда. - но совершенно иное, если
+речь идет о людях дела, которые несут свой вызов принятым нормам в
+общество. Он не безобиден. Он опасен силою своего примера и даже самим
+своим существованием. Попрание им общественных правил нельзя ни
+игнорировать, ни прощать. Его объявляют врагом общества.
+
+Вот почему революционные мысли в «экзотической» поэзии или в
+высокоинтеллектуальных философских диссертациях прощаются и могут пройти
+сквозь официальную и неофициальную цензуру - ведь они недоступны и
+непонятны широкой общественности. Но если вы попробуете выразить это
+отклоняющееся от норм поведение публично, то немедленно столкнетесь с
+яростными нападками со стороны всех сил, выступающих за сохранение
+устоявшегося порядка вещей.
+
+Вынужденное послушание обладает более отвратительным и отупляющим
+воздействием, чем самый страшный яд. Во все времена оно было главной
+преградой на пути человеческого прогресса, оно ограничивало людей
+тысячами запретов и табу, отягощало их сердца устаревшими нормами и
+правилами, сужало его волю заповедями мышления и чувств, «ты должен» или
+«ты не смеешь» в отношении поведения и действия. Вся жизнь - искусство
+жить - застыла в тупой, скучной и неподвижной схеме.
+
+Однако врожденное многообразие человеческой натуры столь сильно, что
+даже продолжающийся веками процесс оглупления не смог загасить
+человеческую оригинальность и своеобразие. Правда, огромное большинство
+уже не может покинуть накатанную колею, но некоторые все же вырываются
+из всеобщей скачки и находят новые пути, ведущие их к прекрасным,
+одухотворяющим перспективам. Мир осуждает их, но постепенно шаг за шагом
+следует их примеру и водительству и, наконец, присоединяется к ним. Если
+те, кто прокладывал путь, к этому времени умерли, мы строим им памятники
+и обожествляем этих людей, которых до тех пор мы поносили и распинали на
+кресте, продолжая распинать их преемников - тех, кто прокладывает новые
+пути сегодня.
+
+За духом нетерпимости и преследования скрывается привычка к авторитету -
+побуждение приспосабливаться к господствующим меркам, давление - со
+стороны морали и закона - , заставляющее быть таким же как все и
+поступать как все остальные, согласно предписанию и кодексу.
+
+Распространенное повсюду представление, будто приспособление - это
+естественная черта характера, совершенно ложно. Наоборот, человек
+проявляет свое существо и оригинальность при первой же возможности,
+когда ему удается освободиться от привитых ему от рождения
+привычек. Если вы, к примеру, понаблюдаете за детьми, то обнаружите
+разнообразнейшие различия в облике, поведении, формах духовного и
+психического выражения. Вы откроете в них инстинктивную склонность к
+индивидуальности и независимости, к не-приспособленчеству, которая
+проявляется в виде открытого или скрытого вызова налагаемой на них воле
+других, в бунте против авторитета родителей и учителей. Все образование
+и «воспитание» ребенка - ни что иное как непрерывный процесс подавления
+и разрушения этой склонности, стирания его характерных свойств, его
+особенности по отношению к другим, его личности и оригинальности.
+
+Даже когда дети вырастают, несмотря на многолетнее подавление и формовку
+в них еще сохраняется остаток оригинальности; это показывает, насколько
+глубоки корни индивидуальности. Возьмите, например, каких-нибудь двух
+людей, которые стали свидетелями одной и той же катастрофы, допустим,
+большого пожара, и наблюдали все это с одного и того же места. Каждый из
+них будет рассказывать о происшедшем по-разному, каждый будет выражать
+сложившееся у него отношение по-своему, и впечатление, которое сложится
+у слушателей, будет разным. Ведь оба наблюдателя обладают от природы
+различной психикой. Но поговорите-ка с этими двумя людьми, к примеру, о
+фундаментальных общественных вопросах, о жизни и о правительстве, и вы
+немедленно услышите в деталях совпадающий «взгляд», а именно
+некритически воспринятое распространенное мнение.
+
+Почему? Потому что человек может говорить свободно и уверенно только
+тогда, когда он может свободно мыслить и чувствовать, когда ему не
+мешают предписания и правила, когда его не удерживает страх перед
+неприятными последствиями его «инаковости» и неортодоксальности. Но в
+тот самый момент, когда разговор переходит на темы наших общественных
+нужд, люди, плененные запретами, превращаются в эхо и попугаев.
+
+Жизнь в свободе, в анархии даст людям больше, нежели просто свободу от
+их нынешнего политического и экономического рабства. Это станет лишь
+первым, начальным шагом к подлинной человеческой жизни. Гораздо большим
+и более значительным станет результат такой свободы, ее воздействие на
+разум и личность человека. Ликвидация принуждения, основанного на чуждой
+воле, и вместе с ним - страха перед авторитетом собьет с людей оковы,
+наложенные на них моральным и в немалой степени также экономическим и
+физическим нажимом. Человеческий дух сможет вздохнуть свободно, и это
+духовное освобождение станет рождением новой культуры и новой
+человечности. Заповеди и запреты падут, и человек начнет быть самим
+собой, развивать и выражать свои индивидуальные склонности и собственное
+своеобразие. Вместо того, чтобы говорить «ты не должен», общество
+скажет: «ты можешь, если готов взять на себя всю ответственность». Это
+будет тренировкой человеческого достоинства и веры в себя, начинающейся
+дома и в школе и создающей новую породу людей с новым отношением к
+жизни.