diff options
Diffstat (limited to 'content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org')
-rw-r--r-- | content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org | 554 |
1 files changed, 0 insertions, 554 deletions
diff --git a/content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org b/content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org deleted file mode 100644 index bc1a3e8..0000000 --- a/content/digarden/pages/20220905144344-статья_будет_ли_работать_анархизм.org +++ /dev/null @@ -1,554 +0,0 @@ -:PROPERTIES: -:ID: 4e254217-8c7c-437e-8b5d-29ef190fe9b2 -:END: -#+title: Статья "Будет ли работать анархизм" -Будет ли работать коммунистический анархизм? - -(глава из «Азбуки коммунистического анархизма» А. Беркман) Александр -Беркман и Эмма Гольдман Александр Беркман и Эмма Гольдман - -Как мы уже говорили, жизнь не может быть свободной, обеспеченной, -гармоничной и радостной, если она не основана на принципах -справедливости и благородства. Равная свобода и равные шансы - первая -предпосылка справедливости. - -Если существуют правительство и эксплуатация, то ни свобода, ни -равенство невозможны; отсюда все беды и страдания в нашем сегодняшнем -обществе. - -Коммунистический анархизм основан на понимании этой неизбежной -истины. Он покоится на принципах невмешательства и отсутствия -принуждения, иными словами, на свободе и самореализации. - -Жизнь на этой основе полностью соответствует представлениям о -справедливости. Люди смогут жить в полной свободе и пользоваться равной -свободой, никто не будет иметь право принуждать кого-либо к чему-либо, -поскольку принуждение любого рода есть вмешательство в вашу свободу. - -В равной мере каждый будет иметь все возможности для -самореализации. Монопольное обладание и частная собственность на -основные жизненные блага будут отменены как посягательство на равенство -шансов для всех. - -Только в том случае, если мы не будем забывать этот простой принцип -равной свободы и возможности, мы сумеем разрешить проблемы, возникающие -при построении коммунистического анархизма как формы общества. - -В политическом отношении ни один человек не будет признавать какой бы то -ни было авторитет, могущий принуждать его к чему бы то ни -было. Правительство будет ликвидировано. - -В экономическом отношении не будет допускаться исключительное обладание -основными жизненными благами с тем, чтобы сохранить свободной -пользование ими. - -Монополия на землю, частная собственность на производственные объекты, -средства распределения и коммуникации не могут быть терпимы при -анархии. Вещи, необходимые для жизни, должны быть свободно доступны для -всех. - -Если суммировать, то коммунистический анархизм означает следующее: -ликвидацию правительства и насильственного авторитета во всех его -проявлениях; общественная собственность - то есть свободное и равное -участие всех в общем труде и общем благосостоянии. - -«Вы утверждаете, что анархия гарантирует равенство в экономическом -отношении. Означает ли это равное вознаграждение для всех?» - спросит -ваш приятель. - -Да, означает. Или же, что то же самое, равное участие в общественном -благосостоянии. Ведь, как мы уже знаем, труд - это дело всего -общества. Никто не может сделать все только своими собственными -силами. И если труд является общественным, то его результат, -произведенное богатство, тоже должен быть общественным, принадлежать -обществу. По этой причине никто не может претендовать на единоличное -обладание общественным богатством, наслаждаться им должны все в равной -степени. - -«Но почему бы не вознаграждать каждого в соответствии с ценностью его -труда?» - можете спросить вы. - -Потому что нет никакой возможности определить эту ценность. Именно в -этом состоит разница между ценностью и ценой. Ценность вещи определяется -ее местом, а цена указывает на то, за сколько ее можно продать или -купить на рынке. Какова ценность той или иной вещи, не может в -действительности сказать никто. Экономисты вообще усматривают в ценности -произведенного продукта сумму труда, которую необходимо затратить на его -производство; Маркс говорит об «общественно необходимом труде». Но со -всей очевидностью это нельзя считать справедливой мерой. Предположим, -столяр работает три часа, чтобы сделать кухонный стол, а врачу нужно -полчаса, чтобы сделать операцию и спасти вашу жизнь. Если ценность -определяется количеством затраченного труда, то стол стоит дороже, чем -ваша жизнь. Это, разумеется, очевидная бессмыслица. Даже если вы -приплюсуете годы обучения и практики, которые потребовались врачу, чтобы -научиться делать операции, как вы сможете определить ценность «одного -часа операции»? Ведь столяр и каменщик тоже должны учиться, прежде чем -они овладеют своей профессией, но, поручая им работу, вы не считаете эти -годы учения. Кроме того, следует учитывать особую способность или -склонность, которые каждый рабочий, писатель, художник или врач должны -вложить в свой труд. Этот фактор вообще зависит только от конкретной -личности. Как вы сможете определить его ценность? Вот почему ценность -измерить невозможно. Одна и та же вещь может быть ценна для одного -человека, а другому - вообще не нужна. Даже для одного и того же -человека ее ценность в разное время может быть различна. Бриллиант, -картина или книга могут очень много значить для одного, но не иметь -никакой ценности для другого. Батон хлеба будет очень ценен для вас, -если вы голодны, и иметь гораздо меньшую ценность, если вы не -испытываете голода. Разумеется, невозможно установить действительную -ценность той или иной вещи, когда речь идет о неизвестной величине. - -Напротив, цену измерить достаточно легко. Если есть пять батонов хлеба и -10 человек хотят купить по одному, то цена на хлеб будет расти. Но она -будет падать, если есть 10 батонов хлеба и всего 5 человек хотят купить -по батону. Цена зависит от предложения и спроса. - -Товарный обмен на основе цены ведет к наживе, привилегиям и -эксплуатации, короче говоря, к какой-либо форме капитализма. Если вы -хотите устранить наживу, то не можете сохранять ни систему цен, ни -систему найма и зарплат. Это означает, что обмен должен осуществляться в -соответствии с ценностью. Однако поскольку сама ценность неопределенна -или неопределима, продуктообмен должен совершаться свободно, а не основе -«равной ценности», поскольку таковой не существует. Иными словами, это -значит, что труд и его продукты должны свободно обмениваться в -соответствии с необходимостью, без всякой цены и без всякой наживы. Это -естественным образом приводит нас к общественной собственности и -совместному пользованию. Эта разумная и справедливая система известна -как коммунизм. - -«Но разве справедливо, чтобы все получали одно и то же - умный и глупец, -прилежный и лентяй? Разве не следует отличать прилежного, разве он не -заслуживает особого признания?» - можете спросить вы. - -Позвольте задать вам встречный вопрос: а должны ли мы еще дополнительно -наказывать человека, который не столь щедро одарен от природы, как его -более сильный или талантливый сосед? Следует ли нам добавить к -преградам, поставленным ему природой, новые несправедливости? Все, что -мы естественным образом можем ожидать от человека - это, чтобы он делал -все, что в его силах - а может ли он вообще сделать больше? Если же -максимум того, что может Иван, не столь хорошо, как максимум того, что -может его брат Петр, то это беда Ивана, но никак не его вина, за которую -его следует наказывать. - -Нет ничего более опасного, чем дискриминация. В тот самый момент, когда -вы дискриминируете менее способных, вы закладываете фундамент -недовольства и возмущения, вы вызываете зависть, раздоры и споры. Вы -сочли бы жестокостью, если бы менее способные были лишены воды или -воздуха. Разве тот же принцип не следует распространить и на иные -потребности человека? Однако еда, одежда и жилье занимают лишь самое -незначительное место в мировой экономике. - -Добиться от человека того, чтобы он делал все, что в его силах, можно не -с помощью дискриминации, а обращаясь с ним так же, как и с другими. Это -самое действенное ободрение и самый лучший стимул. Это справедливо и -человечно. - -«Ну а что вы будете делать с лентяями, которые не пожелают работать?» - -спросит ваш приятель. - -Это интересный вопрос, и вы наверняка удивитесь, когда я скажу вам, что -на самом деле никакой лени не существует. Тот, кого мы называем ленивым, -как правило - просто человек не на своем месте. Вы всегда сможете -обнаружить, что человек, поставленный не на свое место, будет вялым и -неработоспособным. Ведь так называемая леность и в значительной мере -отсутствие прилежания - это ни что иное как несоответствие и неверное -применение сил. Если вы вынуждены делать что-то, на что неспособны из-за -отсутствия таланта и воодушевления, вы мало что сделаете; если вы -вынуждены делать неинтересную работу, вы будете лениться. - -Это может подтвердить вам каждый, кто хоть когда-нибудь занимался делом, -в котором участвовало большое количество народа. Особенно убедительным -свидетельством правильности этого утверждения служит жизнь в тюрьме - а -в конце концов нынешняя форма жизни для большинства людей ни что иное -как большая тюрьма. Каждый охранник может подтвердить вам, что -заключенные всегда ленятся и подвергаются наказаниям, когда им даются -задания, для которых они не годятся и которые им не интересны. Но как -только этим «строптивцам» поручается работа, соответствующая их -склонностям, они становятся «примерными», как говорят охранники. - -Правильность этого факта заметным образом продемонстрировала и -Россия. Там можно было узнать, как мало мы знаем о человеческом -поведении и влиянии среды, как мы ложно истолковываем неверные -предпосылки как плохое поведение. Русские беженцы, которые за границей -вели нищую и незаметную жизнь, после возвращения на родину, поняв, что -революция дала простор для их активности, совершали великие дела там, -где они работали, становились блестящими организаторами и строителями -железных дорог и предприятий. Среди широко известных сегодня на Западе -имен русских немало тех, кто при прежних условиях существования считался -ленивым и неспособным к работе, однако дело было лишь в том, что они не -находили применения своим способностям и энергии. - -Таково существо человека: работоспособность в определенной области -означает склонность и способность к ней, прилежание и усердие -свидетельствуют об интересе. Вот причина, по которой в сегодняшнем мире -так распространена лень, а работоспособность столь низка. Ведь кто -сегодня на своем месте? У кого есть работа, которая его окрыляет и -действительно интересует? - -В нынешних условиях у среднего человека мало возможностей посвятить себя -задачам, соответствующим своим наклонностям и предпочтениям. Социальное -положение, в котором они оказались по воле рождения, в целом -предопределяет их занятие или профессию. Сын финансиста редко, как -правило, становится лесорубом, даже если он лучше умеет обращаться со -стволами деревьев, чем с банковскими счетами. Средний класс отправляет -своих детей в высшие школы, чтобы они стали врачами, юристами или -инженерами. Но если их родители - рабочие, которые не могут себе -позволить дать им образование, дети вынуждены будут, вероятно, -соглашаться на любую подвернувшуюся им работу или изучать какое-нибудь -ремесло, где случайно имеется учебное место. Их будущую работу или -профессию определяет их статус, а не способности, склонности или -дарования. Что же удивляться тому, что большинство людей, причем -подавляющее, действительно находится не на своем месте? Спросите первых -подвернувшихся сто человек, выберут ли они снова свою нынешнюю работу -или даже захотят ли они сохранить ее, если им будет дана свобода выбрать -ее. 99 из них наверняка признаются, что предпочли бы лучше иное -занятие. Нищета и материальные выгоды или хотя бы надежда на них -удерживают большинство людей на неверном рабочем месте. - -Совершенно очевидно, что человек может делать все, что в его силах, если -работа ему интересна, если он чувствует себя вовлеченным в нее -естественным образом, если она ему нравится. Тогда он будет прилежным, -будет стараться. Вещи, которые изготовляли ремесленники в эпоху до -современного капитализма, были продуктами радости, потому что -ремесленник любил свою работу. Можно ли ожидать от современного рабочего -фабрики, превращенного в ломовую лошадь, чтобы он делал красивые вещи? -Он - деталь машины, колесико бездушной индустрии, его труд совершается -механически, вынужденно. К тому же рабочий чувствует, что работает не -для себя самого, а ради прибыли другого, он ненавидит эту работу или, по -крайней мере, не заинтересован ни в чем кроме регулярного получения -зарплаты. Результатами становятся отлынивание, низкая работоспособность, -леность. - -Потребность в деятельности - один из самых глубинных инстинктов -человека. Если вы понаблюдаете за ребенком, вы обнаружите сильное -стремление действовать, двигаться, что-то делать. Бурно и -постоянно. Точно также обстоит дело со здоровым взрослым человеком. Его -энергия и жизненная сила ищут формы выражения. Позвольте ему совершать -выбранную им самим работу или делать любимые им вещи, его усердие не -будет знать устали и отлынивания. Это можно наблюдать у фабричного -рабочего, которому посчастливилось обзавестись садиком или клочком -земли, где он может выращивать цветы или овощи. Как бы ни уставал он от -своего вкалывания, он с удовольствием выполняет самую трудную работу, -если делает ее для собственного удовольствия и по своему свободному -выбору. - -При анархизме у каждого будет возможность найти себе занятие, -соответствующее его естественным склонностям и способностям. Работа -станет не отупляющим вкалыванием, как сегодня, а удовольствием. Леность -будет неизвестна, а вещи, делаемые с интересом и любовью, станут -объектами красоты и радости. - -«Но разве может труд стать удовольствием?» - спросите вы. - -Сегодня труд означает вкалывание, он неприятен, утомителен и скучен. Но -обычно тяжел не сам труд: его делают таковым условия, в которых вы -принуждены трудиться. В особенности долгое время работы, отсутствие -гигиены на рабочих местах, недостаточная оплата и т.д. Даже самый -неприятный труд может быть облегчен с помощью улучшения условий -работы. Возьмем, к примеру, очистку каналов. Это грязный и плохо -оплачиваемый труд. Но предположим, что вы получаете за это не 5, а 20 -долларов в день. Тогда вы сразу же станете воспринимать эту работу как -гораздо более простую и приятную. Число желающих заняться ее сразу -возрастет. Но это означает, что люди не ленивы и не боятся неприятного -труда, если получают за него соразмерные деньги. Однако подобное занятие -считается унизительным, на него смотрят сверху вниз. Почему же к нему -так относятся? Разве оно не необходимо, не очень нужно? Разве без тех, -кто чистит улицы и каналы, наш город не поразила бы эпидемия? Ясно, что -люди, поддерживающие наш город в чистоте, - настоящие благодетели, что -они важнее для нашего здоровья и блага, чем семейный врач. С точки -зрения полезности для общества тот, кто чистит улицы - профессиональный -коллега врача: последний лечит нас, когда мы больны, первый заботится о -том, чтобы мы оставались здоровыми. Тем не менее, на врача смотрят с -уважением, а к мусорщикам относятся с пренебрежением. А почему? Потому -что работа по очистке улиц грязна? Но хирургу приходится часто выполнять -и более «грязную» работу. Почему же мусорщиков презирают? Да потому, что -он они мало зарабатывают. - -В нашей извращенной цивилизации все вещи меряются на деньги. Люди, -выполняющие самую необходимую работу, стоят на самых низких ступенях -социальной лестности, если их занятие плохо оплачивается. Если же что-то -случится и уборщик улиц будет получать 100 долларов в день, а врач - -всего 50, то «замызганный» уборщик улиц сразу поднимется в глазах людей -и по социальной лестнице, из «грязного рабочего» он превратится во всеми -обихаживаемого человека с высокими доходами. - -Как видите, сегодня, в нашей ориентированной на прибыль системе ценность -труда и самого человека определяют оплата, вознаграждение, размеры -зарплаты, а не важность и полезность занятий. - -Более разумное общественное устройство - в условиях анархизма - в оценке -этих вещей будут использоваться совершенно иные критерии. Людей будут -ценить по их готовности быть полезным для общества. - -Можете ли вы себе представить, какие огромные перемены принесет это -новое отношение? Любой хочет признания и уважения со стороны других -людей. Это эликсир, без которого мы не можем жить. Даже в тюрьме я мог -видеть, как отвязный карманник или взломщик сейфов ищет признания со -стороны своих друзей и очень старается добиться их уважения. Мнение -других людей о нас накладывает отпечаток на наше поведение. Социальная -атмосфера в значительной мере определяет наши представления о ценностях -и наше поведение. Ваш личный опыт подскажет вам, насколько это так, -поэтому вы не удивитесь, если я скажу, что в анархистском обществе люди -будут стараться получить скорее более нужную и трудную работу, нежели -легкую. Если вы будете учитывать все это, вам не придется больше -задаваться вопросом относительно лени и отлынивания от труда. К тому же -даже самая тяжелая и обременительная работа может выполняться при более -легких и хороших условиях труда. Капиталистический работодатель по мере -возможностей старается не потратить лишние деньги, чтобы сделать труд -своих работников легче и приятнее. Он будет вводить улучшения лишь в том -случае, если надеется извлечь из этого выгоду, но из одних лишь -соображений человечности он не истратит и лишней копейки. Хотел бы -напомнить здесь и о том, что более умные работодатели постепенно -начинают понимать, что им выгодно улучшить свои фабрики, -усовершенствовать их в отношении санитарии и гигиены и в целом облегчить -условия труда. Они осознали, что дело того стоит: в результате их -рабочие довольны и производительность труда растет. Принцип хорош, -однако сегодня он осуществляется, разумеется, с целью извлечения большей -прибыли. При анархизме же он будет применяться не в целях личной выгоды, -а в интересах здоровья работников и облегчения их труда. Наш технический -прогресс столь велик и устойчив, что большая часть самой тяжелой работы -может совершаться современными машинами и экономящими труд -аппаратами. Во многих отраслях промышленности, например, горном деле -новые меры безопасности и санитарии не осуществляются только потому, что -работодателям безразлично благо работников и они не хотят предпринимать -соответствующие расходы. В системе же, которая не ориентирована на -получение прибыли, техника и наука будут служить тому, чтобы сделать -труд более безопасным, здоровым, легким и приятным. Челябинск -чаеразвесочная фабрика Высоцкого Челябинск чаеразвесочная фабрика -Высоцкого - -«Но каким бы легким ни был труд, нет никакого удовольствия в том, чтобы -работать по восемь часов в день», - скажет ваш приятель. - -Вы совершенно право. Но задумывались ли вы о том, почему мы работаем по -8 часов в день? Знаете ли вы, что еще не так давно люди вкалывали по -12-14 часов в день и что это до сих пор так в таких отсталых странах, -как Китай и Индия? - -Можно доказать статистически, что хватило бы трех часов труда в день, -чтобы прокормить людей, обеспечить их жильем, одеждой и всем не только -наиболее необходимым, но и самым современным жизненным комфортом. Дело в -том, что сегодня полезным трудом занимается едва ли каждый пятый из -людей. Весь мир держится на небольшом меньшинстве тех, кто выполняет -тяжелую работу. - -Посмотрим вначале на те виды работ в современном обществе, которые были -бы не нужны в анархистском обществе. Возьмите армии и флоты всего мира и -подумайте, сколько миллионов людей могли бы заняться нужным и -производительным трудом, если бы были устранены войны, что и -предусматривается анархией. - -В каждой стране рабочие кормят миллионы людей, которые не вносят -никакого вклада в благосостояние страны, ничего не создают и не -занимаются никаким полезным трудом. Эти люди - только потребители, не -являясь ни в коей мере производителями. В США, к примеру, из населения в -120 миллионов менее 30 миллионов рабочих, включая крестьян. Как правило, -в каждой стране то же самое положение. - -Что же удивляться тому, что рабочим приходится работать по много часов в -день, если из 120 человек только 30 являются рабочими? Огромные круги -предпринимателей со всеми их чиновниками, помощниками, агентами и -коммивояжерами, суды с их судьями, секретарями, исполнителями приговоров -и т.д., легионы адвокатов и их служащих, полиция, церкви и монастыри, -благотворительные объединения и богадельни, тюрьмы с их стражниками, -служителями и непроизводящими заключенными, целая армия работников -рекламы и их помощников, чья задача только и единственно в том, чтобы -соблазнить вас купить то, чего вы не хотите или не можете иметь, не -говоря уже о многочисленных людях, которые, совершенно ничего не делая, -живут в роскоши. Их насчитываются миллионы в любой стране. - -Если бы эти люди посвятили себя полезному труду, разве понадобилось бы -работать по 8 часов в сутки? Если для совершения определенной работы -нужно, чтобы 30 человек трудились 8 часов, насколько быстрее смогут -сделать это 120 человек? Не стану обременять вас статистическими -выкладками, но приведенных данных достаточно для доказательства того, -что хватило бы трех часов физического напряжения в день на человека, -чтобы выполнить все полезные работы, которые сейчас совершаются в мире. - -Можете ли вы сомневаться, что даже самая напряженная работа может стать -удовольствием, если она не потребует такого проклятого вкалывания, как -сегодня, а будет занимать только три часа в день, к тому же в самых -лучших санитарно-гигиенических условиях и в атмосфере братства и -уважения к физическому труду? - -Но нетрудно предугадать и день, когда и это небольшое число часов -уменьшится. Ведь мы постоянно совершенствуем наши технические методы и -постоянно создаем новые машины, сберегающие труд. Технический прогресс -означает меньше труда и больше комфорта - достаточно сравнить жизнь в -США с жизнью в Китае и Индии, и вы легко поймете эту связь. В обеих этих -странах люди работают по много часов, только чтобы обеспечить свое -выживание, в то время как в Америке даже средний рабочий может при -гораздо менее длительной работе обеспечить себе гораздо более высокий -уровень жизни. Прогресс науки и новые изобретения дают нам больше -свободного времени для наших любимых занятий. - -Я очень грубыми мазками обрисовал возможности жизни в разумной системе, -в которой ликвидирована прибыль. Нет совершенно никакой нужды вдаваться -в мельчайшие детали этого общественного строя. Сказанного достаточно, -чтобы показать, что коммунистический анархизм означает большее -материальное благополучие в соединении с жизнью в свободе для всех и для -каждого. - -Мы можем представить себе время, когда труд будет приятным упражнением, -радостным применением физических сил для удовлетворения потребностей -мира. Тогда люди будут смотреть на наши времена и не понимать, как это -труд мог быть проклятием, они будут сомневаться в разумности поколения, -в котором пятая часть жителей страдала от необходимости в поте лица -своего создавать хлеб для других, в то время как другие жили в -праздности и попусту расходовали свое время, здоровье и человеческое -богатство. Они будут удивляться тому, что неограниченное удовлетворение -человеческих потребностей не считалось само собой разумеющимся, или -тому, что люди, стремящиеся все, собственно говоря, к одному и тому же, -усложняли себе жизнь распрями и делали ее невыносимой. Они не смогут -поверить, что все существование человечества состояло из непрерывной -борьбы за пропитание в мире, наполненном роскошью, борьбы, которая не -оставляла подавляющему большинству ни времени, ни сил для осуществления -своих самых сокровенных желаний. - -«Но не приведет ли жизнь в анархии при экономическом и социальном -равенстве к всеобщей уравниловке?» - спросите вы. - -Нет, дорогой друг, как раз наоборот. Равенство значит не равное -количество, а равную возможность. К примеру, это не означает, что если -одному человеку нужно есть пять раз в день, то и другому надо столько -же. Если второму надо есть три раза, а первому - пять, то они могут -съесть разное количество еды, но оба будут пользоваться равной -возможностью есть столько, сколько им нужно, то есть столько, сколько -требует их организм. - -Не будем совершать ошибку, смешивая равенство в свободе с принудительным -равенством в концентрационном лагере. Подлинное анархистское равенство -означает свободное пользование, а не одинаковое количество. Оно не -требует, чтобы все ели и пили одно и то же, носили одинаковую одежду, -выполняли одну и ту же работу и вели один и тот же образ жизни. Отнюдь, -в действительности, совсем наоборот. Потребности и предпочтения -отдельных людей столь же сильно отличаются друг от друга, как и их -аппетит. Подлинное равенство состоит в равной возможности удовлетворять -их. - -Именно это равенство, далекое от уравниловки, открывает двери для -максимального разнообразия в действиях и развитии людей. Поскольку их -характеры различны, то подавление их многоплановости ведет лишь к -уравниловке, монотонности и скуке. Именно возможность беспрепятственно -выражать свою индивидуальность и жить в соответствии с этим дает простор -развитию естественных различий и вариаций. - -Говорят, что две травинки отличаются друг от друга. Люди - тем более! На -свете нет двух одинаковых людей, хотя бы даже по их внешнему облику, еще -сильнее различаются они по своему физиологическому, духовному и -физическому строению. Несмотря на это разнообразие и тысячу и одно -различие, сегодня мы принуждаем людей к единообразию. Наша жизнь и наши -привычки, наше поведение и наши нравы, даже наши мысли и чувства зажаты -в русло единой формы до такой степени, что становятся неотличимы. Дух -авторитета, законы, писаные и неписаные, традиции и привычка принуждают -нас повиноваться общим шаблонам и превращают людей в безвольные -автоматы, не имеющие независимости и индивидуальности. Это моральное и -интеллектуальное рабство сильнее, чем любое физическое принуждение, -разрушительно воздействует на нашу человечность и наше развитие. Все -мы - его жертвы и лишь невероятно упорные разбивают его цепи, но даже -они не могут полностью сбросить их. - -Авторитет прошлого и настоящего не только определяет наше поведение, но -и господствует над нашими мыслями и душами, постоянно душит любой -признак не-приспособленчества, независимого поведения и -неортодоксального мнения. Вся мощь общественного осуждения обрушивается -на мужчину или женщину, которые бросают вызов принятому -поведению. Бессердечная месть карает строптивца, не желающего следовать -проложенным путем, или еретика, сомневающегося в устоявшихся -верованиях. В науке и искусстве, в литературе, поэзии и живописи это -настроение ведет в конце концов к приспособлению и уподоблению, к -копированию того, что устоялось и признано, к единообразию и -однообразию, к стереотипным формам выражения. Но еще более жестоко -карается нонконформизм в повседневной жизни и отношениях с -другими. Художнику и писателю можно иногда простить их вызов нравам и -нормам, ведь в конце концов их бунт происходит только на бумаге или -полотне; он влияет лишь на сравнительно узкий круг людей. На этих -художников либо не обращают внимания, либо относятся к ним, как к -шутникам, которые не могут причинить вреда. - но совершенно иное, если -речь идет о людях дела, которые несут свой вызов принятым нормам в -общество. Он не безобиден. Он опасен силою своего примера и даже самим -своим существованием. Попрание им общественных правил нельзя ни -игнорировать, ни прощать. Его объявляют врагом общества. - -Вот почему революционные мысли в «экзотической» поэзии или в -высокоинтеллектуальных философских диссертациях прощаются и могут пройти -сквозь официальную и неофициальную цензуру - ведь они недоступны и -непонятны широкой общественности. Но если вы попробуете выразить это -отклоняющееся от норм поведение публично, то немедленно столкнетесь с -яростными нападками со стороны всех сил, выступающих за сохранение -устоявшегося порядка вещей. - -Вынужденное послушание обладает более отвратительным и отупляющим -воздействием, чем самый страшный яд. Во все времена оно было главной -преградой на пути человеческого прогресса, оно ограничивало людей -тысячами запретов и табу, отягощало их сердца устаревшими нормами и -правилами, сужало его волю заповедями мышления и чувств, «ты должен» или -«ты не смеешь» в отношении поведения и действия. Вся жизнь - искусство -жить - застыла в тупой, скучной и неподвижной схеме. - -Однако врожденное многообразие человеческой натуры столь сильно, что -даже продолжающийся веками процесс оглупления не смог загасить -человеческую оригинальность и своеобразие. Правда, огромное большинство -уже не может покинуть накатанную колею, но некоторые все же вырываются -из всеобщей скачки и находят новые пути, ведущие их к прекрасным, -одухотворяющим перспективам. Мир осуждает их, но постепенно шаг за шагом -следует их примеру и водительству и, наконец, присоединяется к ним. Если -те, кто прокладывал путь, к этому времени умерли, мы строим им памятники -и обожествляем этих людей, которых до тех пор мы поносили и распинали на -кресте, продолжая распинать их преемников - тех, кто прокладывает новые -пути сегодня. - -За духом нетерпимости и преследования скрывается привычка к авторитету - -побуждение приспосабливаться к господствующим меркам, давление - со -стороны морали и закона - , заставляющее быть таким же как все и -поступать как все остальные, согласно предписанию и кодексу. - -Распространенное повсюду представление, будто приспособление - это -естественная черта характера, совершенно ложно. Наоборот, человек -проявляет свое существо и оригинальность при первой же возможности, -когда ему удается освободиться от привитых ему от рождения -привычек. Если вы, к примеру, понаблюдаете за детьми, то обнаружите -разнообразнейшие различия в облике, поведении, формах духовного и -психического выражения. Вы откроете в них инстинктивную склонность к -индивидуальности и независимости, к не-приспособленчеству, которая -проявляется в виде открытого или скрытого вызова налагаемой на них воле -других, в бунте против авторитета родителей и учителей. Все образование -и «воспитание» ребенка - ни что иное как непрерывный процесс подавления -и разрушения этой склонности, стирания его характерных свойств, его -особенности по отношению к другим, его личности и оригинальности. - -Даже когда дети вырастают, несмотря на многолетнее подавление и формовку -в них еще сохраняется остаток оригинальности; это показывает, насколько -глубоки корни индивидуальности. Возьмите, например, каких-нибудь двух -людей, которые стали свидетелями одной и той же катастрофы, допустим, -большого пожара, и наблюдали все это с одного и того же места. Каждый из -них будет рассказывать о происшедшем по-разному, каждый будет выражать -сложившееся у него отношение по-своему, и впечатление, которое сложится -у слушателей, будет разным. Ведь оба наблюдателя обладают от природы -различной психикой. Но поговорите-ка с этими двумя людьми, к примеру, о -фундаментальных общественных вопросах, о жизни и о правительстве, и вы -немедленно услышите в деталях совпадающий «взгляд», а именно -некритически воспринятое распространенное мнение. - -Почему? Потому что человек может говорить свободно и уверенно только -тогда, когда он может свободно мыслить и чувствовать, когда ему не -мешают предписания и правила, когда его не удерживает страх перед -неприятными последствиями его «инаковости» и неортодоксальности. Но в -тот самый момент, когда разговор переходит на темы наших общественных -нужд, люди, плененные запретами, превращаются в эхо и попугаев. - -Жизнь в свободе, в анархии даст людям больше, нежели просто свободу от -их нынешнего политического и экономического рабства. Это станет лишь -первым, начальным шагом к подлинной человеческой жизни. Гораздо большим -и более значительным станет результат такой свободы, ее воздействие на -разум и личность человека. Ликвидация принуждения, основанного на чуждой -воле, и вместе с ним - страха перед авторитетом собьет с людей оковы, -наложенные на них моральным и в немалой степени также экономическим и -физическим нажимом. Человеческий дух сможет вздохнуть свободно, и это -духовное освобождение станет рождением новой культуры и новой -человечности. Заповеди и запреты падут, и человек начнет быть самим -собой, развивать и выражать свои индивидуальные склонности и собственное -своеобразие. Вместо того, чтобы говорить «ты не должен», общество -скажет: «ты можешь, если готов взять на себя всю ответственность». Это -будет тренировкой человеческого достоинства и веры в себя, начинающейся -дома и в школе и создающей новую породу людей с новым отношением к -жизни. |